Владыка Иоанн – об особенностях богослужения в период эпидемии

В интервью общественно-политическому изданию «Волжская правда» епископ Калачевский и Палласовский ИОАНН рассказал об особенностях богослужения в период эпидемии, новых правилах поведения в храме и специальном молитвенном прошении.

– В весеннюю волну пандемии церкви в Волжском по милости Божьей не закрывались ни на один день, в отличие от некоторых других российских городов. А вот этой осенью в нескольких местных храмах из-за болезни священников службы на какое-то время были прекращены, чего раньше не случалось. 

– Мы по себе видим, что сейчас ситуация гораздо серьёзнее, чем была весной, – подтверждает Владыка. – Если в первую волну в городе не заболел ни один священник, то за последние два месяца ковид диагностировали у многих батюшек, были даже случаи госпитализации. Да и прихожан на службах стало меньше. Мы прекрасно понимаем тех людей, кто, опасаясь заразиться, перестал ходить в храм. Никого не собираемся ни укорять, ни осуждать. Нам иногда ставят в вину, что, мол, у православных нет дружной общины. Но это не так: в наших храмах, в отличие от различных сект, не существует тоталитарных взаимных обязательств, и у каждого есть реальная свобода выбора – Церковь ни на кого не оказывает никакого давления. Иногда говорят, что у нас, мол, нет никакой взаимной заботы и что всё в Церкви делается только за деньги. Но это тоже неправда. Я как настоятель Соборного храма каждый день подписываю прошения прихожан, которые стеснены в средствах, на оказание им разного рода помощи – например, на совершение благотворительного Крещения или выдачу продуктового набора. А в последнее время мы материально помогаем и тем нуждающимся, кому срочно требуется провести платные диагностические процедуры.

– Возвращаясь к пандемии. Какие рекомендации вы бы дали прихожанам, которые продолжают посещать богослужения?

– Как и в других общественных местах, соблюдать в храме предписанные меры безопасности. Причём в первую очередь это относится к священникам, которые должны подавать пример своим прихожанам. Не рекомендую никому идти на беседу или исповедь к тому батюшке, который принимает её без маски.

На проповеди я не раз сравнивал медицинскую маску с солдатской каской. Понятно, что на войне от прямого выстрела она не спасала – многие, наверное, видели в музеях каски, насквозь пробитые пулями – но зато защищала от осколков, контузии, при касательных попаданиях, обвалах и во многих других случаях. Поэтому в бой без неё солдаты не шли.

– Владыка, некоторое смущение и даже споры вызвали меры предосторожности, которые были установлены в отношении самого главного Таинства – Причастия. Неужели можно чем-то заразиться, соединяясь с Самим Христом?

–  Конечно, соединяясь во время причащения с Христом, заразиться нельзя. Установленные при совершении этого Таинства меры предосторожности направлены на предотвращение переноса инфекции. Например, вместо плата, которым раньше вытирали губы всем причастникам, сейчас используются бумажные салфетки. На мой взгляд, это логично и оправданно и никого не должно смущать, ведь плат не имеет прямого отношения к Причастию, которое находится в Чаше.

– Обычно верующие, заходя в храм, первым делом прикладываются к иконам. Может, пока не стоит этого делать?

– Ко всему надо подходить с рассуждением и здравым смыслом. Работники храмов должны регулярно проветривать и убирать помещение, неоднократно во время службы обрабатывать поверхности икон антисептиком. Но если вас что-то смущает, вполне допустимо воздержаться от целования образов. В конце концов, это не самое важное в нашей вере. Главная цель присутствия на службе – это молитва.

– А читаются ли в храмах какие-то специальные молитвы о прекращении пандемии?

– Конечно. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла ежедневно на службах священники читают специальное прошение. Составлено несколько текстов таких молитв, их легко найти в Интернете, например, на сайте Патриархии. Миряне тоже могут включить в своё молитвенное правило это прошение и читать его каждый день.

– Наши предки, когда наступали моры, уповали прежде всего на силу общей молитвы и, наоборот, чаще посещали храмы, совершали большие крестные ходы, о которых сейчас даже мечтать нельзя.

– Что и говорить, нет у нас сегодня такой горячей веры. Мы живём в условиях социума и должны считаться с установленными правилами. Так, из-за пандемии первый раз за много лет в Волжском не состоялся традиционный общегородской крестный ход, который совершается всегда 4 ноября.

– В это непростое время, когда до окончания эпидемии ещё далеко, верующие волжане хотели бы услышать от вас слова напутствия.

– К сожалению, наша жизнь здесь, на Земле, протекает по законам падшего мира, проходя через беды, болезни и смерть. Вирус может поразить сегодня любого человека – и благочестивого, и грешника. Самонадеянно думать о себе как об избраннике Божьем, который не заболеет или обязательно будет исцелён, и пренебрегать профилактическими мерами. Конечно, есть и в наше время чудеса, но они крайне редки. Господь их совершает либо для укрепления веры, либо по особому промыслу о человеке. Надо помнить об этом.

– Спаси Господи, Владыка, за беседу и доброго вам здоровья. На сегодня это, пожалуй, самое важное пожелание.

Молитва о прекращении эпидемии
«Господи Боже наш, не вниди в суд с рабы Твоими и огради нас от губительнаго поветрия, на ны движимаго. Пощади нас, смиренных и недостойных рабов Твоих, в покаянии с теплою верою и сокрушением сердечным к Тебе, милосердному и благопременительному Богу нашему, припадающих и на милость Твою уповающих. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

 

Интервью взяла корреспондент «Волжской правды» Наталья Герасименко.

Комментирование запрещено