В Калачевское благочиние прибыли мощи святых угодников Божиих

По благословению епископа Калачевского и Палласовского Иоанна в храм святителя Иннокентия Московского посёлка Пятиморск Калачевского благочиния прибыл ковчег с мощами святой блаженной Матроны Московской и священномученика Николая Попова. Мощи святых угодников Божиих прибыли из храма Иоанна Предтечи рабочего поселка Чернышковского.

Встреча мощей состоялась 4 октября в 12.00 у строящегося храма святой равноапостольной великой княгини Ольги, где был совершен молебен «О призывании помощи Духа Святого в строительстве храма».

После молебна иерей  Игорь Секрета с прихожанами совершили крестный ход до храма святителя Иннокентия Московского, в котором мощи будут пребывать по 7 октября включительно.

Приложиться к святыне и помолиться у мощей Матроны Московской и священномученика Николая Попова может каждый желающий. Храм будет открыт ежедневно с 4 по 7 октября с 8.00 до 21.00.

* * *

«Трудный и трагический для России двадцатый век принёс русской православной церкви немало невзгод и гонений. Но он же дал ей множество подвижников, мучеников и исповедников, пострадавших за свои взгляды и убеждения, и прославившихся в лике святых. Были такие подвижники и на нашей донской земле. Один из них – священномученик Николай Харитонович Попов.

Значительную часть своей жизни, с 1901 года до самой своей гибели в 1919-м, Ни­ко­лай Харитонович был священником Иоанно-Богословской церкви хутора Верхне-Гнутова станицы Есауловской Второго Донского округа. И здесь же его застали события, навсегда изменившие российскую историю – кровавая революционная смута и братоубийственная гражданская война. Донское казачество в большинстве своём приняло сторону Белого движения. Отец Николай самоотверженно делил с земляками все тяготы военного времени. И когда в начале 1919 года разразилась эпидемия тифа, он, не думая об опасности, без устали ездил по хуторам, исповедуя и причащая больных и умирающих. И в результате заразился сам. Но, не успев ещё как следует выздороветь, снова приступил к богослужениям, у себя дома, куда к нему приносили больных.

Тем временем Верхне-Гнутов заняли красные и установили в нём свою власть. Хуторской ревком возглавил бывший извозчик, ставший красным комиссаром, с красочным прозвищем «Махор». В конце марта он пришёл к отцу Николаю с обыском, и, увидев на стене фотографию брата священника, Петра Попова, который стал один из лидеров деникинцев, арестовал его.

Трое суток провёл отец Николай в хуторе под арестом. И все эти дни под конвоем ездил по больным, совершать требы. Ревком, по настоянию местных жителей, был вынужден с этим согласиться. Зная об авторитете священника среди казаков, комиссар не решился расстрелять его сам, а отправил на стан­цию Мо­ро­зов­скую, где на­хо­дил­ся окруж­ной рев­три­бу­нал, известный тем, что неизменно, независимо от наличия или отсутствия вины, приговаривал подсудимых к смертной казни. Это называлось «на пески», потому что приговоры приводились в исполнение на песчаном карьере. Отец Николай, прощаясь с женой 26 марта, из окна здания ревтрибунала дал знать о своём приговоре, показав рукой на песок. Больше его не видели. В прощальной записке из тюрьмы священник писал своим детям, чтобы они всё простили своим врагам, в том числе и его мученическую смерть.

Тело отца Николая с разбитой головой и рассечённой шеей смогли найти и опознать лишь после отступления красных, три месяца спустя. Останки верхнегнутовского батюшки было решено захоронить в ограде его церкви. Очевидцы вспоминали, что встречать подводу с телом своего пастыря вышел за реку весь хутор. После заупокойной литии Николая Харитоновича погребли за алтарной частью храма. Хуторяне ещё долгое время ходили место его упокоения, с теплом и благодарностью вспоминая о своём священнике, пока храм не был разорен новыми властями, а могилу не сравняли с землёй, устроив на этом месте парк».

Материал предоставили иерей Игорь Секрета и Роман Белоусов.

Комментирование запрещено