В конце 2018 года в духовно-просветительском центре «Покров» в г. Волжском состоялась традиционная встреча епископа Калачёвского и Палласовского Иоанна с журналистами. В ходе пресс-конференции Владыке были заданы вопросы, в том числе и те, что заранее присылали читатели и пользователи интернет-сетей. Мероприятие продолжалось около двух часов. И в самом начале разговора епископ Иоанн оценил успехи минувшего года:
– Год был непростой, как и для всей страны. Сложная экономическая ситуация сказывается и на прихожанах, и на приходах, и на Калачёвской епархии. Далеко не все задуманные проекты нам удалось реализовать, это если говорить о материальной обеспеченности. Так, до сих пор в планах остаётся создание Центра помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Если брать во внимание духовное, то минувший год был достаточно успешным. Неудачи и падения не отмечались. К сожалению, я не рукоположил ни одного священника в 2018-м. Это было связано с повышением требований к кандидатам в иереи: теперь у них должно быть законченное духовное семинарское образование. Думаю, что начался этап перехода от количества в качество. В принципе, за предыдущие годы мы заполнили почти все вакансии. Практически во всех храмах города служат по два священника, исключение составляют небольшие и малообеспеченные приходы. Хотя в глубинке проблема со священниками остаётся. Например, в Быковском и Среднеахтубинском районах один батюшка служит в трёх и даже четырёх приходах. Но ставить туда ещё священников не имеет смысла, поскольку эти приходы очень небольшие.
«Лично для себя что считаете самым главным успехом минувшего года?» -Валентина Матвеева, 11 мкр.
– Освящение соборного храма Иоанна Богослова. Я не был уверен, что это произойдёт в 2018 году, хотя давно этого хотелось. Нужно было завершить работы по внутренней отделке помещения, установке нового иконостаса. Для архиерея важно, чтобы кафедральный собор достойно выглядел.
Центр для беременных и бесценные путешествия молодёжи
«Разговоры о том, что в Волжском появится Центр для беременных, ходят давно. Когда это свершится?» – Елена, о. Зеленый.
– Такой Центр мы планируем открыть к концу 2019 года. Но всё упирается в финансы. Поучаствовать с этим проектом в президентском гранте мы не можем, поскольку у нас нет той составляющей, которая требуется по условиям софинансирования. Подали документы на другой конкурс, предполагающий меньший объём вносимых нами средств, но и выделяемая сумма там ниже. Планируем разместить Центр в здании бывшего детского сада, в одном из корпусов которого сейчас находится храм Амвросия Оптинского (ул. Комсомольская, 36). Цель его – предоставить жильё беременным женщинам на несколько месяцев, чтобы они могли за это время решить свои проблемы. Изначально хотели отремонтировать два этажа, сейчас надеемся подготовить один. Конечно, это повлечёт за собой уменьшение числа людей, которые смогут в нём пребывать, относительно первоначального плана. Пока разговор идёт о пяти женщинах.
«Какая работа с молодёжью велась в минувшем году, и каковы планы на будущий год?» – Владислав, 34 мкр.
– Работа с подрастающим поколением ведётся в каждом приходе. К нам, в город, приезжают на мероприятия ребята из других приходов. Традиционными уже стали Православный квест, проводимый весной, и осенний Константиновский фестиваль, Православный велопробег и общегородской Крестный ход. 15 мальчишек и девчонок из нашей епархии минувшим летом ездили в Троице-Сергиеву лавру для участия в молодёжном проекте «ДоброЛето». Есть и другие проекты, например, лагерные смены патриотической направленности, где также может поучаствовать наша молодёжь. Цена за участие минимальна, да и епархия может помочь.
Книга батюшки-рокера и старообрядцы с рабами
«Состоится ли в Волжском презентация книги «Антимани-пуляция» самого известного батюшки в епархии – протоиерея Дмитрия Климова из Калача?» – Алексей, 12 мкр.
– Он получал моё благословение на поездку для презентации книги в Москве. Сам я книги её не видел, но мы будем рады пригласить о. Дмитрия в Волжский. Это пока единственный случай, когда священник нашей епархии достиг такого признания и в медийном пространстве, и среди православной общественности. Его проповеди всегда яркие и содержательные, они популярны в Интернете. А новая книга – это плюс и для него, и для нас.
«В Калаче-на-Дону проживает много старообрядцев. Возможен ли диалог между ними и Калачёвской епархией?» – Андрей Сергеевич,31 мкр.
– Теоретически диалог возможен. В Москве даже есть обучающий центр, в котором священникам рассказывают о том, как нужно правильно взаимодействовать со старообрядческими общинами. Вообще интересный вопрос. Нужно подумать на эту тему. Возможно, стоит раз в году проводить Литургию древним чином, тем самым показывая калачёвцам, что мы не чуждаемся древних обрядов. Сейчас разрешено служение по старым Богослужебным книгам. Евхаристического общения у православной церкви и старообрядцев нет, поскольку последние до сих пор официально не признают РПЦ равной. И сейчас в силе чин присоединения из старообрядческой в православную церковь через миропомазание. Но активности с их стороны нет, они достаточно замкнуто живут.
«Почему в православии прихожан называют «рабы Божьи»? Такое обращение многих смущает,» – Владимир.
— Это идёт ещё с ветхозаветных времён. «Господь» в переводе — это творец и обладатель всей вселенной. И по отношению к нему всё им созданное находится в подчинённом и зависимом от него состоянии. Раб — это изначально не унизительное слово, это оно потом приобрело такой оттенок. Раб — это такое состояние человека, когда он несовершенен и, даже творя волю Бога, он согрешает. И здесь, в земной жизни, лучше быть рабами Бога, чем рабами дьявола, греха. Потому что получается, что человек, чему служит и что делает, тому он и раб. Быть рабами Бога — это значит быть воинами Бога.
«В средствах массовой информации периодически поднимается тема захоронения Ленина. Как вы считаете, нужно ли это сделать?» – Наталья Игоревна, пос. Краснооктябрьский.
– Уже почти 100 лет исполнилось с того момента, как было выставлено его тело на общее обозрение. Так в советское время пытались заменить традицию поклонения мощам. А с настоящими святыми большевики обходились кощунственно. Многих обнажёнными выставляли в музеях истории религии и атеизма. Так было с абсолютно нетленными мощами Иоасафа Белгородского, которого держали под стеклом десятилетиями. Сейчас вопрос с телом Ленина, наверное, более политический, чем церковный. Если предать его земле, то что тогда делать с самим мавзолеем? Превращать в музей? Демонтировать? Пока живо то поколение людей, которое ходило туда на поклонение (а таких людей много), может и не стоит этого делать. Моё мнение – нужно предать тело земле. Ведь он был крещён и воспитывался в христианской традиции, и об этом просили его ближайшие родственники.
«Согласно христианской традиции, тело умершего человека нужно предавать земле. А почему тогда существует такое понятие, как «мощи»? Не правильнее было бы оставлять даже святых людей погребёнными?» –Василий, 16 мкр.
– Православных верующих всегда погребают. И обретение мощей – это целое событие, проявление чудесной силы Божией. Я в течение нескольких лет являлся настоятелем Троицко-Данилова монастыря в Переславль-Залесском. Там в 16 веке игуменом был Даниил, почитаемый при жизни человек, которого уважали даже первые лица государства. Он преставился в 1540 году, а спустя 112 лет работнику храма в лёгком видении явился старец, назвавшийся игуменом обители, и сказал: «Мне подобает быть явленным миру». Создали специальную комиссию, которая работала полгода. За это время выкопали гроб, сделали описание сохранившихся мощей. И по совокупности случавшихся чудес, его причислили к лику святых. Но даже после этого мощи поместили в нишу под спуд в специально сделанном приделе, и только спустя несколько лет их подняли и положили в раку. А некоторые святые не позволяли откапывать их мощи. Так, в Переславль-Залесском был такой святой Никита Столпник. Хотели обрести его мощи в 16 веке. Раскопали могилу, где он был похоронен, а оттуда – огонь. И всё снова засыпали. Он так и остался под спудом. И только, когда в 2000-м стали строить новый храм, обрели частицу его мощей. И дальше опять работала комиссия.
Да, в наше время, в 90-е годы, причисление к лику святых происходило, можно сказать, лавинообразно. В том числе, и потому, что было много новомучеников и открывалось немало храмов. Но сейчас патриархия очень осторожно относится к обретению мощей.
«Какие требования предъявляются к человеку, который хочет поступить в монастырь?» – Евгений, 11 мкр.
— Требования, действительно, есть. Человеку необходимо быть совершеннолетним. Если речь идёт о юноше, то он должен отслужить в армии. Монастырь не даёт для этого никакой отсрочки и не служит бронью. В святой обители существует многоступенчатая структура испытаний. Сначала это трудничество (когда человек несёт послушание и не требует за это оплату). Через некоторое время, если он считает, что ему это место подходит, то его из трудников переводят в разряд послушников (дают специальную одежду — подрясник и головной убор) и помимо прежней работы, он начинает выполнять ещё и духовную — посещать богослужения, вычитывать молитвенное правило. Что касается образования, то недавно Патриархия прислала положение об обязательном духовном образовании насельников монастыря. Монашествующим это нужно, потому что к ним люди нередко обращаются за советами. Кстати, у нас, в Волгограде, на базе Центра подготовки духовных специалистов будут проводиться специальные курсы (уже сформирована программа) для монашествующих.
«Может ли православный человек быть крёстным отцом (матерью) ребёнку, который будет креститься в католической церкви?» – Галина, 14 квартал.
— Крёстный родитель — это восприемник, поэтому он должен быть членом той церковной общины, где происходит крещение. Православная и католическая церкви не имеют евхаристического общения. Мы уважаем и признаём друг друга, но тем не менее.
«Отмечаете ли вы Новый год, ведь православный календарь отличается от мирского?» – Ирина, пос. Рабочий.
– Новый год стал наступать с 1 января в 1700 году. До этого новолетие приходилось на 1 сентября, а ещё раньше – на 1 марта. Поэтому эта дата весьма условна для нас, христиан. В советское время Новым годом заменили праздник Рождества Христова. Я сам с тех пор, как пришёл в Православную Церковь живу по своему уставу и Новый год не праздную.
Другие священники отмечали и продолжают это делать со своими семьями. Только меню на столах у них постное. Ну а настоящий праздник – это праздник Рождества Христова. Я поздравляю всех с этим светлым торжеством! Это праздник снисхождения Бога на Землю и соединения Неба с Землёй. Человеку нужно было вернуть достоинство, которое он потерял в грехопадении, и помочь ему мог только Господь. Он вернул ему возможность опять наследовать Вечную жизнь. Я желаю вам всем в наступившем году милости Божией, счастья в духовном смысле, которое не зависит от земных превратностей, изменения экономической и политической ситуации, и ощутить в себе мир, радость и благость, которые Господь дарит всем любящим его.
Материал подготовлен журналистами газеты «Волжская правда».