20 июля 2020 г., в канун празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579 г.), в Соборном храме города Волжского состоялось всенощное бдение. Вечернюю службу возглавил епископ Калачевский и Палласовский ИОАНН, которому сослужили клирики Собора: иерей Сергий Кузнецов, иерей Илия Юханаев, диаконы Николай Немынов и Евгений Гордеев.
______________
Казанская икона Божией Матери – одна из самых почитаемых в России икон Пресвятой Богородицы. По своей иконографической композиции она принадлежит к типу, именуемому Одигитрия (Путеводительница).
На иконе изображена Пресвятая Богородица, Которая держит Богомладенца Иисуса на левой руке, обращенного лицом к молящимся; правой рукой Иисус благословляет.
В отличие от других, более древних икон типа Одигитрия, глава Богородицы на Казанской Её иконе наклонена влево, будто Божия Матерь хочет что-то поведать Своему Сыну.
Чудесное явление этой иконы жителям Казани совершилось 8 июля 1579 года, через четверть века после покорения Казанского ханства во время похода во главе с царем Иоанном Грозным (1552) и последовавшего вскоре учреждения Казанской архиепископской кафедры (1555). Это было время, когда благодаря миссионерским трудам первого архиепископа Казанского святителя Гурия и его помощников – архимандритов Германа и Варсонофия, Казань постепенно становилась христианским городом с множеством храмов и несколькими монастырями. Однако магометантство оказывало упорное сопротивление, в Казани и её окрестностях оставались тысячи мусульман и язычников. От недостатка ревностных подвижников–христиан, готовых к исповедничеству, христианство порой уступало натиску чужеродной и враждебной стихии. Необходима была чудесная помощь свыше, и она была явлена через чудотворную икону Божией Матери, получившую наименование Казанской. Повествование о явлении этой иконы и последовавших от нее чудесных знамениях было составлено в 1594 году, через 15 лет после ее явления, митрополитом Казанским Ермогеном.
В июне 1579 года Казань пострадала от страшного пожара, обратившего в пепелище половину города. Недалеко от того места, где начался пожар, сгорел дом стрельца Даниила Онучина. Через несколько дней пожара стрелец решил приступить к постройке нового дома на прежнем месте, то есть на пепелище. Тогда его дочери, 10-летней Матрене, явилась во сне Богоматерь и повелела возвестить архиепископу Казани и городским воеводам, чтобы они взяли на этом месте скрытую в земле Её икону (икона была зарыта ещё при господстве мусульман тайными исповедниками Православия).
Матрене было указано место, где её искать. Девочка открыла об этом видении своей матери, которая вначале не обратила должного внимания на вещий сон отроковицы. После третьего видения и напоминания Матрена стала слезно упрашивать мать исполнить повеление Пресвятой Богородицы. На этот раз мать послушалась дочери, однако архиепископ Иеремия и городские власти не поверили им.
Тогда мать Матрены взяла заступ и начала копать землю в указанном месте. Когда же к ней присоединилась Матрена, то искомое сокровище вскоре было обретено на том сете, где была раньше печь. Это произошло 8 июля 1579 года, в день памяти святого великомученкиа Прокопия. Обретенная икона была списком (с небольшими отличиями) с Влахернской чудотворной иконы Богоматери, написанной святым евангелистом Лукой.
Едва только весть о чудесном обретении иконы разнеслась по городу, к ней пришли во множестве жители Казани. Архиепископ Иеремия и воеводы со слезами просили у Царицы Небесной прощения в своем маловерии. Архиепископ распорядился звонить во всех уцелевших от пожара храмах и совершил крестный ход с новоявленной иконой к ближайшему храму во имя святителя Николая, где пред иконой был отслужен первый молебен. Затем икону торжественно перенесли в Благовещенский собор и здесь на пути совершилось первое чудесное исцеление – прозрел слепец Иосиф, три года ничего не видевший. С чудотворной иконы по указанию архиепископа Иеремии был сделан список и отослан в том же 1579 году вместе с описанием явления и чудес в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел на месте обретения святыни построить храм и основать женский монастырь (в честь иконы Божией Матери Одигитрии) для сорока инокинь, в котором и поставили новоявленную икону.
Матрена и её мать приняли иноческий постриг в новой обители. Матрена (в иночестве Мавра) стала её первой настоятельницей.
Источник: Минея (июль, стр. 453-455).