31 января 2021 г. Волгоградская епархия отмечает 30-летие. Праздничные торжества начались Божественной литургией в Свято-Духовском мужском монастыре Волгограда. Ее возглавил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор в сослужении епископа Калачевского и Палласовского Иоанна, епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея и духовенства митрополии.
Пресс-служба Волгоградской епархии напоминает, что 31 января 1991 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II было принято решение о возрождении самостоятельной Волгоградской епархии. Правящим архиереем был назначен архиепископ Берлинский и Лейпцигский Герман (Тимофеев).
Митрополит Феодор обратился ко всем молящимся с архипастырским словом:
— Дорогие архипастыри владыка Елисей, владыка Иоанн, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Сегодня удивительный день в нашей жизни, в жизни нашей Волгоградской земли, в жизни каждой из трёх епархий, которые образует ныне Волгоградскую митрополию. Мы празднуем день рождения Волгоградской епархии, ее юбилей.
Обращаясь назад, в глубину истории, с удивлением замечаем, что в этом году отмечается ещё юбилей основания Сарайской епархии. Здесь, в этих волжских землях в 1261 году митрополитом Кириллом II, старанием и усердием русского князя Александра Невского был основан центр церковной жизни во враждебном обществе и чуждой нам среде Золотой Орды.
Это стало возможным в первую очередь благодаря удивительным талантам Александра Невского. Мы знаем его не только как непобедимого воина, устроителя, как мудрого дипломата. Здесь он проявляет себя как просветитель. Именно с его помощью, его усердием, его инициативой посеяны здесь семена жизни.
В те далёкие времена XIII века была нелегкая ситуация как внутри государственной власти, так и во внешнеполитических связях. Но Господь своим промыслом благоприятствовал развитию здесь Евангельской проповеди. Хан, оставшийся с несколькими тысячами воинов, вынужден был основывать свое взаимодействие с русской землёй и с русскими князьями на основе договорённостей, а не на основе огня и меча, как это было несколько раньше. Очень большую роль играла Православная Церковь. Монголы, с одной стороны толерантные ко всякой религии, с другой стороны понимали силу влияния православных священников на простой народ. Они желали, чтобы русские люди не устраивали восстания, не убивали их послов, а смиренно платили дань Золотой Орде. Они стали возвеличивать значение русских священников, сняли с них всяческие оброки, пошлины, налоги и более того, в указах в разные периоды было прописано всячески защищать и охранять русское духовенство, а если кто осквернит православную святыню, православный храм, или обидит православного священника, то пускай извиниться и умрёт.
В 1261 году здесь была основана не церковь и не монастырь, а целая епархия, со своим архиереем, со своим клиром, потому что русские князья — тверские, ярославские, ростовские приезжали сюда, основывали здесь свои подворья со своей челядью, послушниками, чтобы, ожидая в очереди приёма хана, могли вести полноценную жизнь. Было очень много пленников, а они, как никто другой нуждались в утешении и духовной поддержке.
Кроме того, была велика роль Сараевского епископа, в связи с необходимостью для хана выстраивать политические взаимоотношения с Византией. Мы читаем в житии благоверного князя Феодора Чёрного, что, когда он решил жениться на дочери хана, епископ Сарайский посылается в Византию, чтобы получить благословение самого Патриарха Константинопольского на этот брак. Брак благословляется на том условии, что ханская дочь примет Православие. В столице Золотой Орды в Сарае рождается два сына у этого князя.
Далее происходит развитие этой епархии. Она приобретает новые земли, её значение растёт не только в глазах монголов, но и в глазах Московского царства. Епархия в различные периоды носит различные наименования: Сарайская, Переяславская и Сарайская, Сарайская и Подонская, Сарская и Подонская, Крутицкая.
На Москве-реке была основана резиденция Сарайского архиерея, потому что он играл важную роль в установлении дипломатических связей — сарайский епископ влиял на взаимоотношения не только ордынского Хана с Московским престолом, но и на внутренние отношения среди княжеств.
Со временем эта кафедра возвеличивается настолько, что определением Стоглавого собора 1551 года «епископу Крутицкому замещать кафедру московских митрополитов в случае ее вдовства».
В 18 веке она присоединяется к Московской епархии. В это же время основывается Царицынская епархия на берегах Волги и Дона. В разное время она управлялась Саратовской кафедрой и Астраханской. В 1925 году образована Сталинградская епархия. Как мы с вами знаем, это были непростые дни для всех жителей нашего города, нашего региона. В послевоенное время духовная жизнь не прекращается, хотя и оскудевает в каком-то смысле. От всех приходов, которые остались открытыми, большая часть являлась обновленческими. 35 приходов в Волгоградской епархии относилась к патриарху Тихону и 360 находились в обновленческом расколе. Так активно здесь действовала советская власть. В нашем крае было закрыто более 480 церквей. Несмотря на это, в отдельных храмах и церквях продолжала бить ключом церковная жизнь.
В Казанский собор города Волгограда по справке советских властей приходило порядка 1000 человек, а в большие праздники — до 8000 человек.
В Калаче в 1948 году было 250 прихожан, а в 1953 — уже 400. Также и в Урюпинске мы видим рост церковной жизни. Более того, в некоторых местах власть не вполне следовала общему вектору социализма. Сохранились письма из сельского совета, которые обращаются к священнику с просьбой повенчать молодую пару, потому что у них нет бланков, чтобы их зарегистрировать в ЗАГСе. Таким образом, советская власть признаёт Церковное Таинство как законный брак. В то время крестилось порядка 2 500 человек в год, из них только пятая часть были дети и младенцы. Мы видим, что духовная, церковная жизнь не только сохранялась, но и приумножалась.
Во время хрущевской оттепели, которая коснулась нас серьёзным морозом, активно стал сокращаться доход церквей. А мы знаем, что храмы жертвовали огромные суммы в фонд мира, на развитие регионов, часто государственные служащие просили денег на ремонт, праздники, и Церковь всегда охотно жертвовала. Сохранялся союз в совместной заботе о людях. С приходом Хрущёва он практически был разрушен.
Когда в 1991 году архиепископ Пимен (Хмелевский) передал кафедру нашему дорогому владыке Герману, в городе было всего три храма. Его трудами создавалась духовная школа, открывались монастыри и те приходы, в которые мы сейчас ходим, в которых молимся, которыми мы гордимся. Одним из уникальных факторов волгоградской земли это то, что владыка Герман смог открыть приходы в бывших кинотеатрах и театрах, таким образом преобразовав культурные центры в духовные. Поразительно, что их архитектура нисколько не диссонирует с православием.
Сегодня мы особым образом вспоминаем всех архипастырей, которые заложили семена веры, плодами которой мы питаемся сегодня и просвещаемся духовно. Это архиереи Сарайские, Сарские, Крутицкие, Царицынские, Сталинградские и Волгоградские. Первым и основным Волгоградским архиереем являлся и является наш любимый владыка Герман. Сегодня мы ему произносим отдельные слова благодарности и любви, потому что именно им рукоположено подавляющее большинство всех священников, пострижено в монашество, от него получена так называемая путевка в большую духовную жизнь.
Многие из пастырей в себе носят благодать владыки Пимена, удивительного архиерея, которого здесь тоже помнят и чтут, ровно как любят и помнят его в Саратове.
Мы с вами восприемники той благодати, которая на сегодняшний день ещё не до конца изучена и раскрыта. Если её исторический потенциал раскрывают учёные, то мы с вами должны раскрыть её потенциал духовный в активной церковной жизни, в общении со Христом, в Евангельской проповеди, которую мы должны нести в своей жизни, не всегда словом, но всегда делом.
Пусть благодать Триединого Бога, которая основала здесь духовную и церковную жизнь, укрепляет и дальше волгоградские степи и сердца каждого из нас. Пусть эти сердца расширяются настолько, чтобы вместить в себя с любовью немощь всех тех, кто нас окружает. Пусть мир, благодать, любовь и радость пребывает со всеми вами.
Источник: volgeparhia.ru