Владыка Иоанн выступил перед участниками пленарного заседания Епархиального этапа Рождественских чтений

26 ноября 2019 г. в Калачевской епархии на базе Волжского института экономики, педагогики и права состоялось пленарное заседания в рамках Епархиальный этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

К участию в церковно-образовательном мероприятии были приглашены священнослужители, сотрудники приходов, руководители образовательных учреждений, педагоги. Почетными гостями пленарного заседания стали заместитель главы города Волжского Екатерина Гиричева; к.и.н., доцент, заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета имени Сергея Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Покровского мужского монастыря – игумен Лука (Степанов);  директор Центра развития и организационно-аналитического сопровождения образования Волгоградской области Дмитрий Орехов;  заместитель начальника образования администрации г. Волжского Вера Гребенникова.

Открыл мероприятие детский хор «Благовест» школы № 6 г. Волжского (руководитель Надежда Орлова).

С приветственным словом к собравшимся обратился епископ Калачевский и Палласовский Иоанн:

– Сегодня мы в очередной раз собрались в гостеприимных стенах Волжского института экономики, педагогики и права, чтобы дать старт главному образовательному форуму, где наряду со светскими педагогами участвуют представители Русской Православной Церкви: педагоги церковных школ, образовательных учреждений. Это является действительно уникальной возможностью встречаться и обсуждать важные и значимые вопросы, возникающие в педагогической практике, делиться собственным опытом. И что особенно важно: это редкая возможность услышать уважаемых гостей, специалистов в области православной педагогики.

Тема чтений наступающего года – «Великая Победа: наследие и наследники» – связана с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне. И наша работа, надеюсь, станет определенным вкладом в это празднование.

Если праздничные салюты, фейерверки, концерты являются яркими, но кратковременными атрибутами праздника, то правильно преподанная история подвига своего народа, формирование исторической памяти подрастающего поколения, патриотическое воспитание, связанное с традиционными духовными ценностями, – это та дань благодарности, которую приносят педагоги памяти героев войны. Чтобы День Великой Победы оставался священным днем для молодых людей, у которых практически не остается возможности общаться со свидетелями событий. Задумаемся! Самому молодому участнику войны, 1927 года рождения, (призыва 1944 года соответственно), сейчас уже – 92 года.

Если наше старшее поколение имело возможность общения со своими дедушками, бабушками, родителями, пережившими войну, то молодое поколение узнает всё опосредованно. Имея, с одной стороны, неизмеримо большее количество возможностей к получению информации, но при этом не имея опыта критического осмысления таковой. Поэтому и велика роль педагога, дающего толкование, осмысление исторических событий.

Мы знаем, насколько разными, подчас противоположными, могут быть такие трактовки у людей с разными мировоззрениями и духовным устроением. Такие люди, будучи педагогами, транслируют свои представления своим ученикам. И всем нам известны примеры такой педагогики.

Напомню, что два года назад в этом зале на пленарном заседании я уже приводил пример выступления учащегося гимназии г. Нового Уренгоя Николая Десятниченко в немецком парламенте, которое в виду его содержания стало резонансным по всей стране. Считаю уместным вспомнить об этом сегодня. Николай тогда рассказал о военнослужащих нацистской Германии, которые якобы не хотели воевать и «страдали от нечеловеческих условий содержания в плену». Он выступил перед депутатами Бундестага 19 ноября 2017 года по случаю дня национального траура в Германии.

Для себя отметим, что в России этот день отмечается как воинский праздник, день ракетных войск и артиллерии, установленный в связи с событием особенно памятным для волгоградцев. 19 ноября 1942 года – это день начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, которое закончилось отражением группировки вражеских войск. Удар советской артиллерии был настолько мощным, что этот день стал профессиональным праздником артиллеристов.

Так вот в этот самый день во время своего выступления молодой человек заявил, что солдаты Вермахта во время Второй мировой и Великой Отечественной войн не желали воевать. А их могилы в России находятся в ужасном состоянии. 

Отдельную часть своего выступления школьник посвятил судьбе солдата вермахта Георга Йоханна Рау, который оказался в Сталинградском котле, попал в плен и скончался в марте 1943 года в советском военном лагере Бекетовка под Сталинградом от «тяжелых условий плена».

«История Георга и работа над проектом тронули меня и подтолкнули на посещение захоронение солдат вермахта вблизи Копейска. Это огорчило меня. Я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно, не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка», — заявил школьник немецким парламентариям.

Как известно это выступление школьника из нового Уренгоя стало причиной проверок гимназии со стороны надзорных органов, Министерства образования и науки на предмет соответствия учебных программ, пособий, которые там используются. Что интересно: этот школьник был одним из лучших учеников гимназии, победителем олимпиад по истории.

Такой пример, ставший известным всей стране, получивший резонанс и соответствующую оценку, в нашей необъятной стране не может быть единичным. Ученики транслируют своего учителя, который в свою очередь также транслирует своего учителя.

Интересно, что здесь на Волгоградской земле я встречался с некоторыми историками, выпускниками университетов 90-х годов, которые восприняли от своих учителей очень критический взгляд на советский период нашей истории, в том числе на события Великой Победы.

Но если страну, в которой родился и жил, условно, называть «совком», то и Победы, получается, что никакой не было. Нечего праздновать. На мой взгляд, нам важно встречаться, обсуждать эти темы, потому что, в конечном счете, идет речь о формировании гражданина, патриота своей Родины.

Представители православной церкви могут внести свою лепту в это дело, указывая некое духовное измерение обсуждаемых предметов. Богословы, философы ищут духовный смысл совершающихся исторических событий, полагая наличия промысла, уважающего свободу человека и при этом направляя историю в то или иное русло в зависимости от пользования этой свободой.

Один пример для иллюстрации. Перепись 1937 года. Вопрос в отношении к религии. И результат: 56,7 % отнесли себя к верующим. Причем это год был окончания так называемой «безбожной пятилетки», организаторами которой в 1932 году было объявлено, что имя Бога в СССР будет забыто к 1 мая 1937 года. Власти не смирились с провалом такой политики, – в 1937-38 г. погибли тысячи священнослужителей и активных верующих.

Начало войны. В нашей страны без присоединенных перед войной территорий оставалось около 150 действующих храмов из 70 тысяч дореволюционных и 4 архиерея из 180.

Что мы видим дальше. В разгар войны в 1943 году – восстановление Патриаршества, открытие порядка 15-20 тысяч храмов.

По словам современного исследователя Барабаш «Война с фашистской Германией оказалась — как это ни парадоксально — спасением для Русской православной церкви. Война заставила власть отказаться от антирелигиозной политики и признать религиозный фактор одним из составляющих Победы над Германией. Результаты войны с необходимостью поставили пред нею задачу возрождения Церкви в стране».

Этой цитатой современного историка, с которой я солидарен, и которая, на мой взгляд, иллюстрирует о наличии подчас непостижимого промысла, который ведет исторические процессы только Ему ведомым путем, конечной целью которого является познание человека своего высокого предназначения и истинного бытия, хочу завершить свое выступление и пожелать всем участникам плодотворной работы!

По окончании пленарного заседания прошла церемония награждения победителей конкурса «Красоты Божьего мира». Музыкальным подарком для всех присутствующих стало выступление певчей храма преподобного Серафима Саровского г. Волжского Василисы Шадаровой.

С программой Епархиального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники» можно ознакомиться на сайте Калачевской епархии.

Комментирование запрещено