Александр Невский — покровитель духовного воинства

18 ноября 2020 г. в рамках Рождественских образовательных чтений, которые проходят в эти дни в Калачевской епархии, состоялась работа секции по монастырскому служению. Работу секции возглавил секретарь епархиального управления иеромонах Никита (Сергеев).

Мероприятие (при соблюдении всех установленных ограничительных мер, связанных с нераспространением новой коронавирусной инфекции) прошло в духовно-просветительском центре «Покров» при Соборном храме Апостола и евангелиста Иоанна Богослова в городе Волжском.

В ходе работы секции прозвучало три доклада, которые представили иеромонах Никита, игумен Кременского Свято-Вознесенского мужского монастыря отец Савин (Аганин) и игумен Гавриило-Архангельского мужского монастыря иеромонах Иакинф (Глушков).

Поскольку тема нынешних Чтений звучит как: «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа», то выступающие обратились к опыту средневекового воина, образу защитника веры и прославленному святому. Докладчики проследили путь к великой схиме Святого благоверного князя Александра Невского и оценили значение принятия великого ангельского образа в современных русских монастырях.

— «Для чего князю-победителю понадобилось монашество на исходе жизни?» — этот вопрос задавали многие историки. Житие Александра отвечает на это так: всю жизнь, начиная с победы на Неве, образы святых окружали и оберегали его — и лишь княжеская доля не позволила ему уйти в монахи раньше. Но это поверхностное, светское понимание вопрос, ибо, подражая святым, мы приближаемся к Богу. Священноисповедник святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Из жизни святого князя Александра можно сделать вывод, что угодить Богу, стать святым могут не только те, кто подвизается жизнью, подвизается в благочестии, не только отказывающиеся от мира — угодить Господу можно, служа народу в самой различной форме служения. Во всяком чине, во всяком общественном положении, если всё, что творим, что ставим целью жизни своей, мы будем творить во имя Господне. Так живите, подражая святому князю Александру, прославляя Бога в душах ваших!» — отметил в своем выступлении игумен Савин (Аганин). — Последние дни жизни человека показывают основные цели жизни, которые он ставил перед собой. Постоянные переписывания завещания, суета и уныние — признаки того, что душа прикипела к богатствам этого мира. Пустой взгляд отчаяния — признак неверия. Схима и принятие монашества — свидетельство приоритета христианской духовности в жизни. Потеряв телесные силы, святой благоверный князь Александр ступает на поприще сугубой молитвы перед Богов за свой народ. Судя по событиям последующих веков, и на этой стезе он не потерпел поражения.

Отец Иакинф (Глушков) в ходе выступления представил христианский облик святого благоверного князя Александра Невского, который складывается из посвященности служения Отечеству до «положения живота»; заповедей Христовых; преобладания «правды по Богу» над земными, общепринятыми в то время регулятивами власти, подчинения.

— Смирение и покорность там и тому, где «власть дана от Бога», — продолжает отец Иакинф. — Дар управления со стратегией собирания, объединения раздробленного княжеским самовластием Отечества, не нашедший понимания у большинства современников при его жизни. Печалование о народе не в видах безличной массы, объекте властвования, но о вдовах и сиротах, меньших братиях, сестрах и матерях; в делах милосердного выкупа, попечения о духовном окормлении порабощенных соотечественников. Почитание веры отцов не в слепом обряде и не для инструментальной сакрализации власти, но в обоснованном и дорогостоящем отказе католическим «пере-просветителям»… Черты облика каждый может продолжить, поскольку личность невыразима в чертах и познаётся почитанием, уподоблением, подражанием жизнью.

В рамках работы секции были озвучены «следы» присутствия святого князя Александра Невского на нашей земле до времени образования Волгоградской епархии в 1991 году.

— Прежде всего, назовём предшественников, — отметил отец Иакинф. — В нашей молитвенной памяти — имена первых епископов Сарской епархии Анфима и Митрофана, извлеченные из забытья историками и включенные в молитвенное поминовение митрополитом Германом. Важно, что Волгоградская паства услышала впервые имена первых молитвенников — епископов своего края из уст правящего архиерея в соборном служении. Запечатление в литургической памяти — несравнимо с информационным знакомством любым иным образом.

Кроме того, отец Иакинф указал на распространенность храмов чтимому святому во Втором Донском округе в период расцвета казачества к концу 19 века.
Так, «молитвенные дома в честь святого князя были: в хуторе Рубежанском, приписанный к хутору Калачу (будущему граду на Дону); в станице Голубинской, кроме основного храма Святителя Николая (оба указанных молитвенных дом — единоверческие); станица Сиротинская — придел святому заступнику в основном храме Великомученицы Варвары» и проч.

— В рассматриваемый нами дореволюционный период по статистике храмов, молитвенных домов и приделов почитание святого князя стоит наряду с почитаем великих святых, — утверждает докладчик и после обращения к заступничеству и следам участия чтимого князя-защитника во время Великой Отечественной войны предлагает взглянуть на современность:

«…Восстановление собора Александра Невского как символа возрождения, преемства, — полагает отец Иакинф, — было бы невозможно без достойной личности. И не просто носителя идеи строительства, но именно духа служения святого князя. Всем известно, что первый архиерей Волгоградской епархии — ныне митрополит Герман, принял архиерейскую хиротонию в день памяти Александра Невского. Неоднократно мы слышали из уст Владыки его заветное желание [о возрождении Кафедрального собора в Волгограде — прим. kalacheparx], и чаще всего — в дни празднования памяти святого покровителя града. Мы же свидетели: сколько трудов, обманутых надежд, скорбей понес архиерей на этом поприще. Его безотчаянная вера, надежда на добрую волю власть имущих и сердечное слово проповеди, — ещё одно и, пожалуй, главное свидетельство в настоящем, что вдохновитель, заступник и покровитель нашего града, архиереев и паствы, вождей и воинов, монашества как духовного воинства, — и в прошедшие века, по ныне и в грядущее время есть святой наш князь Александр Невский».

✅сайт: www.kalach-eparx.ru
vk.com/kalacheparx,
ok.ru/group/53069118308490,
✅Инстаграмм: @kalacheparx

Комментирование запрещено